Каждый родитель задаётся вопросом: «А правильно ли говорит мой ребёнок?».
Чтобы составить полное представление о речи ребёнка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:
- понимание речи;
- оценка речи по звучанию (звукопроизношение);
- фонематический слух;
- связная речь;
- лексико-грамматический строй речи;
- состояние голоса;
- темп речи.
Понимание речи включает в себя понимание инструкции, которую необходимо выполнить в определённой последовательности. С возрастом в задания включаются ответы на вопросы, объяснение наиболее часто употребляемых пословиц.
Связная речь подразумевает составление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке. Здесь же ребёнок должен безошибочно повторить предложение, состоящее из определённого количества слов.
Оценка речи по звучанию предполагает определить внятность речи ребёнка.
Фонематический слух. Оценивается способность к отхлопыванию ритмов, правильность произнесения ряда звуков и их последовательности, способность производить звуко-буквенный анализ слов и умение по звукам составить слово.
Лексико-грамматический строй речи. Оценивается способность изменять слова по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропусков букв, слогов).
Состояние голоса. Обращается внимание на звучность и способность менять интонацию голоса. Младшим школьникам предлагается изменить повествовательное предложение на вопросительное и восклицательное предложение.
Темп речи. Говорит ли ребёнок либо слишком медленно, либо слишком быстро.
Если у ребенка есть нарушение произношения звуков и недостаточно развит фонематический слух (фонематический слух – это особый слух на звуки, который помогает понимать звучащую речь, улавливать тонкие оттенки сказанного, отличать один звук от другого), то ему может быть трудно научиться читать и писать, т.к. он нечетко слышит звучащую речь, не может правильно продиктовать себе слово, предложение.
Для того, чтобы понимать учителя, малыш должен обладать достаточным словарным запасом, понимать значение сказанных слов и смысл предложений, в собственной речи уметь выражать свои мысли сложными предложениями, правильно согласовывать слова в них.
Необходимо следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы (уздечка, прикус), органов слуха, носоглотки. Их заболевания отрицательно влияют на состояние речевой функции.
В школу-интернат зачисляются дети с тяжелыми нарушениями речи, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это обучающиеся, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и обучающиеся, не имеющие общего недоразвития речи при тяжёлой степени выраженности заикания. В зависимости от уровня речевого развития в образовательной организации существуют два отделения:
I отделение – для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях.
Сроки и темпы овладения правильной речью носят индивидуальный характер, зависят от сложности речевых нарушений, от индивидуальных особенностей ребенка (физиологических и психических). Очень важным условием успеха логопедической работы является регулярные занятия с ребенком дома по заданию логопеда по закреплению правильного произношения поставленных звуков.
В возрасте 6-7 лет у ребят еще недостаточно развит самоконтроль, в том числе и за собственной речью, и только взрослые, которые непосредственно находятся рядом с ребенком, могут помочь ему следить за произношением, поддержать одобрительным словом и внушить уверенность в успехе.
Родителям необходимо выполнять рекомендации логопеда для более быстрого результата.
Как правило, домашнее задание заключается в том, чтобы закрепить правильное произношение звука в предложенном речевом материале (материал, который изучается на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений). Задания являются рекомендательными для тех, кто уже начал достаточно хорошо произносить звуки в словах и предложениях, поэтому можно такому ребенку давать дополнительный речевой материал на ваше усмотрение: это могут быть стишки, пословицы, поговорки, короткие рассказы, насыщенные данным звуком. Для достижения наилучшего результата занятия по закреплению правильного произношения следует проводить 1-2 раза в день по 10-15 минут, первое время перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильное положение органов речи.
Проверьте, испытывает ли затруднения ваш ребенок дошкольного возраста, даже при внешнем благополучном произношении всех звуков, при выполнении следующих заданий:
- Выделить первый (последний) звук в слове.
- Определить разницу между правильным и неправильным произношением звука.
- Воспроизвести за взрослым слоги типа: «па-па-ба», «са-ша-са» и т.п.
- Выделить звук («хлопни в ладоши, когда услышишь звук с») из ряда других звуков т, с, ц, ч, ш, с
- Выделить из ряда слогов слог с определенным звуком (например, слог СА из слогов ЗА, ША, СА, ЧА, ЩА)
- Определить наличие звука в слове (например, звука с в словах санки, шуба, зонт, носки)
- Назвать слова с заданным звуком.
Если ваш ребенок затрудняется в выполнении данных заданий, Вам необходимо проконсультироваться у логопеда.